Друзья, что вы знаете про сахар? Он белый, кристаллический, сладкий. Так мы идентифицируем сахар, но сахар сахару рознь. Тот белый сахар в сахарнице — это вещество сахароза, или тростниковый сахар. Химически «сахароза» — это соединение глюкозы и фруктозы, гликозид фруктозы. А сахаров или, точнее, сахаридов огромное множество, ведь даже бумага или целлюлоза — это тоже сахар, очень хитрозакрученный «сахар». Наш организм для энергетических целей использует только глюкозу, все сахара либо расщепляются до глюкозы, либо конвертируются в глюкозу, напрягая печень. Баловство с фруктозой может навредить печени.
Основной сахар в природе — это глюкоза, состоит из шести атомов углерода, шести атомов кислорода и двенадцати атомов водорода. Из этого набора атомов построена еще фруктоза и несколько десятков других простых сахаров. Простые сахара — это те кирпичики, из которых строятся все углеводы, а также множество других важных соединений. Углеводы участвуют в построении ДНК, многих тканей и ферментов, и даже популярная нынче гиалуроновая кислота — тоже, так сказать, «сахар».
Сама глюкоза бывает в двух формах, как левая и правая перчатка, а усваиваем мы только «правую» форму. Большинство этих простых сахаров мы вообще не усваиваем, ту же «маннозу». А есть еще дисахариды, это те углеводы, которые состоят из двух соединенных простых сахаров. Про сахарозу уже сказано, но есть такие как лактоза (глюкоза с галактозой), мальтоза (двойная глюкоза) и много других в разных комбинациях. И когда мы едим сахар, важно понимать какой именно из того множества комбинаций, которые есть в природе. Виноградный сахар или глюкоза — это самый легкоусвояемый сахар, а если быть точнее, это чистая энергия без усилий. Фруктоза, или фруктовый сахар, уже труднее усваивается, так как конвертируется в печени в ту же глюкозу.
В растворе глюкоза помимо всего прочего может находиться еще в пяти различных формах, взаимно переходящих друг в друга. Вот и угадай после этого какой сахар ты съел).
Химически разницы между сахарозой рафинированной и сахарозой нерафинированной нет. Опасность же в том, что из-за близости химических структур разных сахаров и общей химической активности, при нагревании и химической обработке происходят превращения с образованием нежелательных компонентов, что уже будет являться балластом для организма. А вот мед — это не сахароза, а так называемый инвертный сахар, то есть смесь с разным содержанием фруктозы и глюкозы в зависимости от культур, с которых собирался нектар.
Немного юмора: в горохе содержится такой трисахарид «рафиноза», который состоит из галактозы, глюкозы и фруктозы, и не расщепляется нашими ферментами, а достается микрофлоре. Из-за этого в толстом кишечнике получаются газы. Вот он, секрет музыкальности гороха!
Вредно избыточное потребление «сахара», потому как нарушается нормальное течение процессов. Разовое употребление чего-то сладкого никак не навредит, а систематическое употребление, в течение десятков лет, оставит серьезные метаболитические проблемы, и не важно какой это был сахар. Сахар из-за легкости усвоения развращает наш организм. И если без сладкого совсем невмоготу, то пусть это будет мед или любой нерафинированный «сахар», например, тростниковый или кокосовый.
Такие дела, доброго всем здоровья!
Петр, химик, участник сообщества Разумное Человечество
Комментарии: