У йоги, в силу ее многогранности, есть множество определений, но пожалуй самые важные из них в переводе с санскрита можно озвучить примерно так: «Йога есть прекращение колебаний ума» и «Йога — это единение индивидуальной души (дживатма — санскр.) с Высшим Абсолютом (параматман — санкср.) Эти два значения дополняют друг друга, обозначая сам путь и его финальную точку.
Но к сожалению большинство современных школ и направлений йоги мало чем вписываются в эти определения, большей своей частью углубляясь в физическую форму. Тем не менее, даже воздействуя на свое физическое тело через асаны и пранаямы, занимающийся может сделать свою практику более тонкой и нацеленной на внутренние аспекты. Такая практика при должной регулярности поможет избавиться от основных душевных оков в виде вожделения, гнева, жадности, привязанности, гордости и зависти, проявляя наше естественное состояние спокойствия, мудрости и любви. Ниже несколько рекомендаций, как сделать свою практику более тонкой.
- Практика йоги должна опираться на морально-нравственные принципы, в йоге они называются Яма и Нияма. Нравственное совершенствование позволит накопленной во время практики энергии направляться в позитивное русло, иначе ее переизбыток скорей всего приведет ваш ум к деградации и раздуванию собственного эго и амбиций.
- Сформируйте более возвышенную цель своих занятий, нежели физическое здоровье и красота. В йога такая практика носит название «Авидья», то есть невежественная. У нас на Руси ходила поговорка, окончание которой случайно-неслучайно урезано: «В здоровом теле здоровый дух — большая удача». Это значит, что если обращать внимание только на свое тело и его здоровье, то это самое здоровье и возросшие силы в большинстве своем приведут к росту и укреплению ваших душевных оков, перечисленных в самом начале.
- Тонкая и глубокая практика преобразует и тело, и ум, так же их утончая, и для них нужна соответствующая пища. Этот процесс будет естественным, если не форсировать события и постепенно диета будет приходить к все более саттвичной (благостной) форме. Отказ от убойной пищи, алкоголя и других интоксикантов будет интуитивно приятным, если ваша практика движется по пути утончения.
- Старайтесь убрать «соревновательный» аспект из ваших занятий, когда вы пытаетесь что-то доказать себе или окружающим. Асаны — это не замысловатая гимнастика, а комбинация внешней формы тела, дыхания и концентрации ума.
- После занятия хороший индикатор — если вы чувствуете некую «собранность» вашего тела, гармонию, успокоение и легкость. Если же после практики есть чувство усталости как после тренажерного зала или наоборот возросшая энергия вас подстегивает куда-то бежать и «дерзать», то стоит пересмотреть свой подход к занятиям и обратить внимание, что и как вы делаете.
Успешной и гармоничной практики, друзья!
Комментарии: