Вритти или проявления ума бывают пяти видов. Они бывают болезненны, либо не болезненны. Это означает, что всего типовых проявлений ума десять: пять из них болезненны и пять — не болезненны.
Например, ум видит цветок; с помощью глаз он принимает форму цветка, и цветок ему нравится. Это мы называем — приятным. Затем ваш ум видит мертвую собаку на дороге. Ваш ум смотрит через глаза, и воспринимаемое усваивается им, но оно ему не нравится. Это называется болезненным. Итак, проявление ума определенного типа в случае с цветком было приятным; в случае же с мертвой собакой — болезненным. Типовое проявление одно и то же — восприятие через глаза; видение же двойственно: приятное или болезненное.
Например, вы смотрите на дерево, вы смотрите на человека или природный ландшафт. Вы делаете это посредством глаз, и это одно из проявлений вашего ума. Вы слушаете музыку или лекцию. Это также одно из проявлений вашего ума. Затем вы закрываете глаза и думаете о прошлом, настоящем или будущем, о ваших отношениях, друзьях и врагах. Это также одно из видоизменений ума, одно из его образований, шаблонных проявлений. Когда вы взволнованы, обеспокоены или полны гнева, или страсти, горя, ревности, сострадания, любви к человеку, к Богу, это также одно из шаблонных проявлений вашего ума, и это особое проявление называется вритти.
В соответствии с системой йоги каждый вид знания, каждый вид мысли и каждая область сознания есть одна из вритти ума. В йоге даже состояние сна считается одной из обусловленностей ума. Это ментальное состояние, ментальная обусловленность. Подобным образом сомнение, иллюзия, ошибочное мнение, такое как ошибочное принятие веревки за змею, — это все ментальные обусловленности.
Мир в целом представляется ничем иным, как формой ментальных видоизменений высшего сознания.
Статья написана по книге Сутры Патанджали.
Иван, участник проекта Реконструкция
Комментарии: